Краткое описание (резюме) практики

Развитие и поддержка территориального общественного самоуправления
Органы территориального общественного самоуправления (далее — ТОС) в Нижнем Новгороде ведут свою деятельность с 1994 года. Взаимодействие Советов общественного самоуправления ТОС по разным направлениям осуществляется с департаментом социальных проектов и коммуникаций администрации города Нижнего Новгорода, аппаратом городской Думы города Нижнего Новгорода, АНО «Общественное самоуправление Нижнего Новгорода», администрациями районов города.
В настоящее время на территории города:
· установлены 92 границы ТОС;
· избрано 63 председателя Советов ТОС.
По поручению главы города Нижнего Новгорода в 2018 году был произведен анализ состояния системы территориального общественного самоуправления города, по результатам которого сделан вывод о необходимости ее перезагрузки и привлечения новых ресурсов для функционирования в современных условиях.

Основная проблематика:
· отсутствие единой концепции развития ТОС;
· ограниченное финансирование сферы;
· отсутствие механизмов реализации собственных инициатив председателей и активистов Советов ТОС;
· территориальная привязка по месту жительства;
· невысокая активность и вовлеченность горожан в деятельность ТОС;
· низкая осведомленность жителей об основах деятельности Советов ТОС, сравнение ТОС с «ДУК/ТСЖ», сопоставление с «администрацией».
В связи с рядом нормативных и ресурсных ограничений органа местного самоуправления было принято решение о создании внешнего проектного офиса в виде автономной некоммерческой организации «Общественное самоуправление Нижнего Новгорода» для внедрения новых подходов и форматов работы с жителями.

Главной целью АНО «Общественное самоуправление Нижнего Новгорода» является вовлечение нижегородцев в активную общественную деятельность в своих микрорайонах через механизмы совместного участия в создании и воплощении проектов, направленных на улучшение жизни, проведение полезного и познавательного досуга.
Одним из приоритетных направлений деятельности АНО «Общественное самоуправление Нижнего Новгорода» является создание сети общественных пространств на базе помещений Советов ТОС — соседских центров как современного формата работы с жителями, позволяющего переосмыслить использование муниципальных помещений ТОС и наполнить их новым функционалом, полезным и нужным для горожан, адаптировать их в места притяжения жителей микрорайонов города.
Соседский центр — это публичное пространство для реализации общественного, профессионального и творческого потенциала, в котором члены локального сообщества собираются для совместной деятельности и досуга, социальной поддержки и получения актуальной информации по интересующим их вопросам.
В конце 2019 года в Нижнем Новгороде были открыты первые
8 соседских центров на базе помещений Советов ТОС.
Отличия
 соседских центров от ТОС:
· новый формат совместной работы жителей;
· дружественное восприятие общественного пространства с интуитивно понятным названием — соседский центр (вместо аббревиатур: ТОС, ДК, ДУК, ТСЖ);
· современные дизайнерские решения помещений, улучшенная конфигурация пространства;
· центр притяжения инициативных групп, готовых сотрудничать для развития локальных территорий и города в целом;
· привлекательность для взаимодействия с НКО, бизнес-сообществом и партнерами.
Уникальность соседских центров заключается в принципиально новом подходе к работе с приоритетами:
· вовлечение жителей в совместную деятельность, с учетом их способностей, опыта и знаний;
· формирование базового набора активностей, реализуемых в каждом соседском центре (создание единой сетевой структуры);
· информационная, организационная и координационная помощь активным жителям в реализации инициатив;
· привлечение волонтерских сообществ для организации совместной социально значимой деятельности;
· увеличение количества обучающих, информационно-образовательных и досуговых мероприятий;
· развитие проектной деятельности по месту жительства, инкубатор социальных идей на территории районов.
Соседский центр выступает как площадка для коммуникаций между горожанами, администрацией города, депутатами всех уровней, городскими предприятиями и некоммерческими организациями.
Координацию деятельности соседского центра осуществляет председатель Совета ТОС, которому оказывается методическая, информационная и организационная поддержка со стороны АНО «Общественное самоуправление Нижнего Новгорода».
Важным направлением работы соседских центров является проектная и событийная деятельность. Все мероприятия делятся на длительные проекты, которые реализуются постоянно или проходят в течение нескольких недель/месяцев, а также на массовые единовременные акции и фестивали. Так, на базе соседских центров развивается несколько ключевых направлений, востребованных горожанами и реализуемых на постоянной основе:

  • Центр поддержки председателей МКД / «Школа ЖКХ».
  • «Школа здоровья».
  • Помощь в трудоустройстве совместно с компаниями, занимающимися подбором персонала.
  • Центры развития туризма и волонтерства.

Особое место в повседневной работе соседских центров занимает локальная кружковая и событийная деятельность, которая формируется непосредственно жителями и делает каждый центр по-своему уникальным.
В 2019 году было реализовано более 20 общегородских проектов, в рамках которых проходили мероприятия районного и городского масштаба, а их участниками стали свыше 20 тысяч нижегородцев. Среди них:
· творческий фестиваль ТОС, прошедший в Автозаводском парке культуры и отдыха, в котором приняло участие более 2 000 горожан и 90 творческих коллективов;
· фестиваль «Натурально. Экологично. Полезно», участниками которого стали 5 000 нижегородцев, посетивших экспозиции на Нижне-Волжской набережной;
· общегородская акция ко Дню Победы «Всем двором», направленная на возрождение традиций добрососедства. В акции приняли участие около 1 000 нижегородцев, а к организации дворовых праздников подключились 11 партнеров-НКО;
· общегородская рыбалка для активистов ТОС «Клевый Нижний» в рамках программы «Культурный район», в которой приняли участие около 500 нижегородцев;
· проект «Кинодворик», в рамках которого на дворовых и парковых площадках были организованы бесплатные открытые показы мультфильмов для 300 детей и их родителей;
· межрегиональный форум ТОС «Активный житель», ставший первым подобным событием для Нижнего Новгорода и собравший 350 участников (форум стал победителем конкурса Фонда президентских грантов и пройдет также в 2020—2021 гг., что позволит обменяться опытом и получить новые знания активистам ТОС и соседских центров).
Количественные показатели
Создание сети соседских центров дало новый импульс для развития общественного самоуправления в Нижнем Новгороде и повышения активности локальных сообществ. Соседские центры стали тем местом, где горожане могут найти единомышленников для реализации своих инициатив, поддержку в решении бытовых и иных вопросов. Современный подход во взаимодействии с жителями, комфортные условия в помещениях, на базе которых работают соседские центры, позволил в несколько раз увеличить активность нижегородцев в своих микрорайонах и обеспечить эффективную обратную связь с горожанами не только в части событийной и проектной деятельности, но и при решении вопросов местного значения. Всего в 2019 году в мероприятиях соседских центров и ТОС приняли участие 76 тысяч человек.
В 2020—2021 годах планируется увеличение количества жителей, вовлеченных в деятельность ТОС и участвующих в общегородских мероприятиях, до 140 тысяч человек. Сейчас готовится событийный календарный план, в который войдут более 30 мероприятий различного формата и направленности. Продолжится работа по открытию новых соседских центров и увеличению постоянного актива до 150−200 человек в каждом из них. Это станет возможным за счет внедрения как стандартизированного, так и уникального контента для каждого из соседских центров на отдельной территории.

Алгоритмы внедрения муниципальной практики. Сильные и слабые стороны практики, ресурсы, необходимые для ее внедрения
Одним из важных аспектов внедрения практики является правильный выбор муниципального помещения, в котором будет организована работа по принципу соседского центра. Оно должно соответствовать следующим базовым требованиям:
—  удобное расположение (основные транспортные магистрали района или шаговая доступность, близость к крупным кварталам и микрорайонам);
—  современная конфигурация (несколько небольших и одно основное помещение, отдельный вход с улицы, обеспечение базовых принципов доступной среды);
—  использование современных трендов при планировке, ремонте и оформлении, использование современной функциональной и мобильной мебели.
К возможным рискам, которые необходимо учесть при внедрении практики, следует отнести:
—  относительно высокая стоимость подготовки муниципального помещения для запуска на его базе соседского центра (от 0,5 млн рублей и выше в зависимости от размеров объекта);
—  отсутствие заинтересованного пула НКО-партнеров для составления образовательных и досуговых программ, которые будут реализовываться в соседских центрах;
—  сложности при формировании актива соседских центров, сохранение характерного для Советов ТОС состава активистов в первое время после запуска соседских центров (представители «серебряного возраста», родители в декрете, небольшое количество молодежи).
Благодаря активной работе соседских центров и ТОС, стала формироваться устойчивая тенденция к росту количества инициативных жителей, желающих участвовать в жизни города.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения