2019 год

«Об организации и проведении социологических исследований антикоррупционной направленности в 2019 году»

В ноябре-декабре 2019 г. по заказу министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области ООО «ИМИДЖ-ФАКТОР» (г. Иваново) провело социологическое исследование «Антикоррупционный мониторинг». Опрос проходил на территории Нижегородской области в 22 муниципальных образованиях региона (7 городских округов, включая г. Нижний Новгород, и 15 муниципальных районов).

Цель исследования — выявления проблемных зон распространения бытовой и деловой коррупции и определение направлений противодействия коррупционным нарушениям в Нижегородской области.

Задачи исследования:

  1. Выявление фактических значений параметров оценки коррупции, в том числе уровня коррупции, в Нижегородской области.
  2. Проведение качественно-количественной оценки коррупции в Нижегородской области по предусмотренным методикой проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации аналитическим направлениям.
  3. Выявление и описание структуры коррупции в Нижегородской области.
  4. Выявление соотношения основных характеристик коррупции в различных сферах государственного регулирования в Нижегородской области.
  5. Оценка эффективности (результативности) принимаемых в Нижегородской области мер, направленных на противодействие коррупции.
  6. Выявление и осуществление анализа причин и условий проявления коррупции в Нижегородской области.

Исследование в части бытовой и деловой коррупции проводилось в по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 662 «Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации».

Опрос осуществлялся среди четырех целевых подвыборок:

  • руководители организаций / предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальные предприниматели (300 человек);
  • население Нижегородской области в возрасте старше 18 лет (1504 человека, выборка территориальная маршрутная, репрезентирующая население Нижегородской области по полу, возрасту, доле сельского-городского населения).
  • государственные гражданские служащие (600 человек);
  • муниципальные служащие (1000 человек, из них 400 — муниципальные служащие администрации г. Нижнего Новгорода).

 

Оценки коррупционной ситуации в Нижегородской области населением региона

По оценкам населения, уровень коррупции в Нижегородской области существенно не изменился (45%, см. Рис.1). При этом ухудшение ситуации скорее видят по стране в целом (30%), чем в регионе или в своем населенном пункте (17% и 16% соответственно).

Рис. 1. Мнение населения Нижегородской области о динамике уровня коррупции за последний год, %

Наиболее коррумпированными и нечестными население региона считает коммунальные службы, правоохранительные органы, ГИБДД, СМИ и политические партии (см. Рис. 3.). Личный опыт у населения попадания в коррупционные ситуации таков, что большинство (72%, см. Рис.2) все-таки не сталкивались с необходимостью дать неформальное вознаграждение за решение того или иного вопроса. Приходилось сталкиваться с подобной ситуацией только 18% граждан (еще 10% затруднились ответить).

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Случалось ли Вам в последнее время попадать в ситуацию, когда Вы знали, предполагали или чувствовали, что для решения той или иной проблемы необходимо неформальное вознаграждение, взятка, независимо от того, дали Вы ее или нет?», % от числа опрошенных

Рис. 3. Распределение ответов населения региона на вопрос: «Как бы Вы оценили следующие органы власти, организации, насколько они честны, свободны от коррупции или, напротив, нечестны, коррумпированы?», %

 

Чаще всего необходимость решить проблему неформальным путем возникает при получении медицинской помощи (18%, см. Табл.1), при оформлении прав собственности (10%), при получении услуг по ремонту и эксплуатации жилья (10%), взаимодействии с Госавтоинспекцией (9%), при поступлении в дошкольные и школьные учреждения (по 6%), при обращении в полицию (6%). Однако чаще всего те, кто попадал в такие ситуации, отказывались от дачи взятки.

Несмотря на невысокий процент столкновения в повседневной жизни с коррупционными проявлениями, население склонно критиковать органы власти, оценивая их работу по борьбе с коррупцией: около половины жителей ставят отрицательные оценки органам власти всех уровней (см. Рис. 4.)

Таблица 1.

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Нам очень важно выяснить, где именно люди сейчас часто сталкиваются с коррупцией, а где она встречается редко, какие представления о ней верны, а какие — нет. Поэтому я буду называть Вам ситуации, о которых мы уже говорили, а Вы скажите, пожалуйста, приходилось ли Вам за последний год бывать в таких ситуациях, и если да, то охарактеризуйте их», %

Наименование ситуации (обстоятельства)

Характеристика ситуации

Не приходилось обращаться

Обращались, но в коррупционную ситуацию не попадали

Попадали в коррупционную ситуацию

Всего

Попадали в коррупционную ситуацию, но взятку не давали

Дали взятку 1 раз

Дали взятку 2 раза

Дали взятку 3 раза

Дали взятку более 3-х раз

Затруднились ответить

Получение бесплатной медицинской помощи в поликлинике (анализы, прием у врача и др.), в больнице (серьезное лечение, операция и др.)

31

50

18

8

4

3

1

1

2

Жилплощадь (получение и (или) оформление права на нее, приватизация и др.)

74

14

10

5

3

1

0

0

3

Получение услуг по ремонту, эксплуатации жилья у служб по эксплуатации (ДЭЗ и др.)

74

14

10

5

3

1

0

0

3

Урегулирование ситуации с автоинспекцией (получение прав, техосмотр, нарушение правил и др.)

81

8

9

3

3

1

1

1

2

Дошкольные учреждения (поступление, обслуживание и др.)

77

14

6

4

1

0

0

0

3

Школа (поступление в нужную школу и (или) успешное ее окончание, обучение, «взносы», «благодарности» и др.)

77

14

6

4

1

0

0

0

3

Обращение за помощью и защитой в полицию

88

4

6

3

2

1

0

0

3

Вуз (поступление, перевод из одного вуза в другой, экзамены и зачеты, диплом и др.)

85

6

5

2

2

1

0

0

4

Социальные выплаты (оформление прав, пересчет и др.)

78

14

5

3

1

0

0

0

3

Работа (получение нужной работы или обеспечение продвижения по службе)

84

8

5

2

2

1

0

0

3

Земельный участок для дачи или ведения своего хозяйства (приобретение и (или) оформление права на него)

86

6

5

3

1

1

0

0

3

Обращение в суд

88

5

5

2

2

0

0

0

3

Решение проблем в связи с призывом на военную службу

90

3

4

2

2

0

0

0

4

Пенсии (оформление, пересчет и др.)

83

11

3

1

1

1

0

0

3

Получение регистрации по месту жительства, паспорта или заграничного паспорта и др.

88

7

3

1

2

0

0

0

3

 
 
 

 

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Подводя итоги, как в целом на сегодняшний день Вы оцениваете работу органов власти (всех уровней) по противодействию коррупции?», %

 

Оценки коррупционной ситуации в Нижегородской области бизнес-сообществом

Представители бизнес-сообщества, так же как и население региона в целом, считают, что коррупционные нарушения скорее развиты на федеральном уровне, чем на региональном или местном (см. Рис.5.)

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, на каком уровне коррупция развита в наибольшей степени?», %

По мнению представителей бизнеса, чаще всего незаконные требования к организации предъявляют налоговые органы (11%, см. Рис. 7.), полиция и органы внутренних дел (7%), органы противопожарного надзора и МЧС (6%), прокуратура (6%).

Как правило, предприниматели склоняются к даче взятки в силу того, что «так надежнее с точки зрения интересов организации» (38%, см. Рис.6). Около 30% бизнесменов приняли такое решение на основе опыта коллег из других организаций. Также около 1/3 предпринимателей прибегли к взятке по принуждению со стороны должностных лиц. При этом чаще всего размер взятки составляет от 3 до 10 тысяч рублей. (см. Рис.7.)

Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Причина, по которой организация (предприятие, фирма, бизнес) из Вашей отрасли, по размерам схожая с Вашей, была бы склонна к оказанию влияния на должностное лицо посредством осуществления неформальных прямых и (или) скрытых платежей?», %

 

 

 

Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Сталкивались ли Вы с тем, что должностные лица каких-либо из указанных органов власти предъявляли к Вашей организации (предприятию, фирме, бизнесу) незаконные требования?», %

Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, у организаций (предприятий, фирм, бизнеса), подобных Вашей, какая сумма в среднем приходится на один неформальный прямой или скрытый платеж?», %

Многие представители бизнес-сообщества затруднились оценить работу руководства Нижегородской области по борьбе с коррупцией в регионе (30%, см. Рис.9). Остальные оценки разделились почти поровну: 31% - считают работу власти эффективной, 38% - критикуют руководство области.

Рис. 9. Мнение предпринимателей о степени эффективности усилий руководства Нижегородской области по борьбе с коррупцией в регионе, %

Оценки коррупционной ситуации в Нижегородской области служащими

В своих ответах на вопрос о масштабах коррупции государственные гражданские и муниципальные служащие региона оказались единодушны: около 41−45% из них склонны полагать, что коррупция в области распространена в средней степени. Лишь 12−13% служащих отмечают тотальный характер коррупционных нарушений (Рис. 10).

Из факторов, способствующих распространению коррупционных нарушений, по мнению служащих, прежде всего, стоит назвать низкую заработную плату чиновников, стремление представителей органов власти к личной выгоде, чрезмерную бюрократизацию как сфер управления, так и ситуаций, связанных с оформлением различных документов. Также важным фактором будет и привычка самих граждан давать взятки. (Рис.11)

Что касается факторов, препятствующих распространению коррупции, то чаще всего служащие апеллируют к моральным качествам чиновника: его личной ответственности в соблюдении антикоррупционного законодательства. Для каждого второго гражданского служащего значимым заслоном на пути распространения коррупции является высокая заработная плата должностного лица. Важно и понимание неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения, также, как и ответственность самих граждан. Достаточно эффективным фактором в борьбе с коррупцией чиновники называли предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде. (Рис. 12)

Рисунок 10. Распределение ответов респондентов на вопрос «Насколько,

по Вашему мнению, распространены коррупционные нарушения

в Нижегородской области?", %

Рисунок 11. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие факторы, на Ваш взгляд, способствуют совершению

коррупционных нарушений?", %

 

Рисунок 12. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие факторы, на Ваш взгляд, препятствуют совершению коррупционных действий?», %

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения