2019 год
«Об организации и проведении социологических исследований антикоррупционной направленности в 2019 году»
В ноябре-декабре 2019 г. по заказу министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области ООО «ИМИДЖ-ФАКТОР» (г. Иваново) провело социологическое исследование «Антикоррупционный мониторинг». Опрос проходил на территории Нижегородской области в 22 муниципальных образованиях региона (7 городских округов, включая г. Нижний Новгород, и 15 муниципальных районов).
Цель исследования — выявления проблемных зон распространения бытовой и деловой коррупции и определение направлений противодействия коррупционным нарушениям в Нижегородской области.
Задачи исследования:
- Выявление фактических значений параметров оценки коррупции, в том числе уровня коррупции, в Нижегородской области.
- Проведение качественно-количественной оценки коррупции в Нижегородской области по предусмотренным методикой проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации аналитическим направлениям.
- Выявление и описание структуры коррупции в Нижегородской области.
- Выявление соотношения основных характеристик коррупции в различных сферах государственного регулирования в Нижегородской области.
- Оценка эффективности (результативности) принимаемых в Нижегородской области мер, направленных на противодействие коррупции.
- Выявление и осуществление анализа причин и условий проявления коррупции в Нижегородской области.
Исследование в части бытовой и деловой коррупции проводилось в по методике, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2019 г. № 662 «Об утверждении методики проведения социологических исследований в целях оценки уровня коррупции в субъектах Российской Федерации».
Опрос осуществлялся среди четырех целевых подвыборок:
- руководители организаций / предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе индивидуальные предприниматели (300 человек);
- население Нижегородской области в возрасте старше 18 лет (1504 человека, выборка территориальная маршрутная, репрезентирующая население Нижегородской области по полу, возрасту, доле сельского-городского населения).
- государственные гражданские служащие (600 человек);
- муниципальные служащие (1000 человек, из них 400 — муниципальные служащие администрации г. Нижнего Новгорода).
Оценки коррупционной ситуации в Нижегородской области населением региона
По оценкам населения, уровень коррупции в Нижегородской области существенно не изменился (45%, см. Рис.1). При этом ухудшение ситуации скорее видят по стране в целом (30%), чем в регионе или в своем населенном пункте (17% и 16% соответственно).
Рис. 1. Мнение населения Нижегородской области о динамике уровня коррупции за последний год, %
Наиболее коррумпированными и нечестными население региона считает коммунальные службы, правоохранительные органы, ГИБДД, СМИ и политические партии (см. Рис. 3.). Личный опыт у населения попадания в коррупционные ситуации таков, что большинство (72%, см. Рис.2) все-таки не сталкивались с необходимостью дать неформальное вознаграждение за решение того или иного вопроса. Приходилось сталкиваться с подобной ситуацией только 18% граждан (еще 10% затруднились ответить).
Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Случалось ли Вам в последнее время попадать в ситуацию, когда Вы знали, предполагали или чувствовали, что для решения той или иной проблемы необходимо неформальное вознаграждение, взятка, независимо от того, дали Вы ее или нет?», % от числа опрошенных
Рис. 3. Распределение ответов населения региона на вопрос: «Как бы Вы оценили следующие органы власти, организации, насколько они честны, свободны от коррупции или, напротив, нечестны, коррумпированы?», %
Чаще всего необходимость решить проблему неформальным путем возникает при получении медицинской помощи (18%, см. Табл.1), при оформлении прав собственности (10%), при получении услуг по ремонту и эксплуатации жилья (10%), взаимодействии с Госавтоинспекцией (9%), при поступлении в дошкольные и школьные учреждения (по 6%), при обращении в полицию (6%). Однако чаще всего те, кто попадал в такие ситуации, отказывались от дачи взятки.
Несмотря на невысокий процент столкновения в повседневной жизни с коррупционными проявлениями, население склонно критиковать органы власти, оценивая их работу по борьбе с коррупцией: около половины жителей ставят отрицательные оценки органам власти всех уровней (см. Рис. 4.)
Таблица 1.
Распределение ответов респондентов на вопрос: «Нам очень важно выяснить, где именно люди сейчас часто сталкиваются с коррупцией, а где она встречается редко, какие представления о ней верны, а какие — нет. Поэтому я буду называть Вам ситуации, о которых мы уже говорили, а Вы скажите, пожалуйста, приходилось ли Вам за последний год бывать в таких ситуациях, и если да, то охарактеризуйте их», %
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Подводя итоги, как в целом на сегодняшний день Вы оцениваете работу органов власти (всех уровней) по противодействию коррупции?», %
Оценки коррупционной ситуации в Нижегородской области бизнес-сообществом
Представители бизнес-сообщества, так же как и население региона в целом, считают, что коррупционные нарушения скорее развиты на федеральном уровне, чем на региональном или местном (см. Рис.5.)
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, на каком уровне коррупция развита в наибольшей степени?», %
По мнению представителей бизнеса, чаще всего незаконные требования к организации предъявляют налоговые органы (11%, см. Рис. 7.), полиция и органы внутренних дел (7%), органы противопожарного надзора и МЧС (6%), прокуратура (6%).
Как правило, предприниматели склоняются к даче взятки в силу того, что «так надежнее с точки зрения интересов организации» (38%, см. Рис.6). Около 30% бизнесменов приняли такое решение на основе опыта коллег из других организаций. Также около 1/3 предпринимателей прибегли к взятке по принуждению со стороны должностных лиц. При этом чаще всего размер взятки составляет от 3 до 10 тысяч рублей. (см. Рис.7.)
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос: «Причина, по которой организация (предприятие, фирма, бизнес) из Вашей отрасли, по размерам схожая с Вашей, была бы склонна к оказанию влияния на должностное лицо посредством осуществления неформальных прямых и (или) скрытых платежей?», %
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос: «Сталкивались ли Вы с тем, что должностные лица каких-либо из указанных органов власти предъявляли к Вашей организации (предприятию, фирме, бизнесу) незаконные требования?», %
Рис. 8. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, у организаций (предприятий, фирм, бизнеса), подобных Вашей, какая сумма в среднем приходится на один неформальный прямой или скрытый платеж?», %
Многие представители бизнес-сообщества затруднились оценить работу руководства Нижегородской области по борьбе с коррупцией в регионе (30%, см. Рис.9). Остальные оценки разделились почти поровну: 31% - считают работу власти эффективной, 38% - критикуют руководство области.
Рис. 9. Мнение предпринимателей о степени эффективности усилий руководства Нижегородской области по борьбе с коррупцией в регионе, %
Оценки коррупционной ситуации в Нижегородской области служащими
В своих ответах на вопрос о масштабах коррупции государственные гражданские и муниципальные служащие региона оказались единодушны: около 41−45% из них склонны полагать, что коррупция в области распространена в средней степени. Лишь 12−13% служащих отмечают тотальный характер коррупционных нарушений (Рис. 10).
Из факторов, способствующих распространению коррупционных нарушений, по мнению служащих, прежде всего, стоит назвать низкую заработную плату чиновников, стремление представителей органов власти к личной выгоде, чрезмерную бюрократизацию как сфер управления, так и ситуаций, связанных с оформлением различных документов. Также важным фактором будет и привычка самих граждан давать взятки. (Рис.11)
Что касается факторов, препятствующих распространению коррупции, то чаще всего служащие апеллируют к моральным качествам чиновника: его личной ответственности в соблюдении антикоррупционного законодательства. Для каждого второго гражданского служащего значимым заслоном на пути распространения коррупции является высокая заработная плата должностного лица. Важно и понимание неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения, также, как и ответственность самих граждан. Достаточно эффективным фактором в борьбе с коррупцией чиновники называли предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде. (Рис. 12)
Рисунок 10. Распределение ответов респондентов на вопрос «Насколько,
по Вашему мнению, распространены коррупционные нарушения
в Нижегородской области?", %
Рисунок 11. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие факторы, на Ваш взгляд, способствуют совершению
коррупционных нарушений?", %
Рисунок 12. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие факторы, на Ваш взгляд, препятствуют совершению коррупционных действий?», %