2018 год
Об организации и проведении социологических исследований антикоррупционной направленности в 2018 году
Исследование проведено в осенью 2018 г. по заказу Правительства Нижегородской области. Опрос осуществлялся среди четырех целевых подвыборок:
• государственные и муниципальные служащие 1600 человек, из них 400 — муниципальные служащие администрации ГО г. Нижний Новгород;
• руководители организаций / предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе, индивидуальные предприниматели — 200 человек;
• население Нижегородской области в возрасте старше 18 лет — 1000 человек (выборка территориальная маршрутная, репрезентирующая население Нижегородской области по полу, возрасту, доле сельского-городского населения).
Распространенность коррупционных нарушений
О высоком уровне распространения коррупционных правонарушений говорили 28% жителей области. Среди служащих высокие оценки встречаются значительно реже: 10% среди государственных гражданских служащих и 15% среди муниципальных. Оценки предпринимателей сопоставимы со служащими: о высоком уровне распространения коррупции говорят 14% из них. Можно сказать, что данные группы отражают долю недовольных, обеспокоенных коррупционной ситуацией в регионе.
Рис. 1. Оценка распространенности коррупционных нарушений
в регионе, %
Если рассматривать личный опыт жителей региона, то исследование показало, что с коррупционными нарушениями сталкивались, в целом, в течение жизни 24%. Рассматривая оценки граждан более детально, мы видим, что только 10% из них попадали в коррупционную ситуацию в течение последнего года, а 14% более года назад и ранее.
Рис. 2. Личный опыт граждан, когда для решения каких-либо проблем необходимо было прибегать к взятке, дарить подарок, %
Наиболее часто жители региона сталкиваются с бытовой коррупцией в ситуациях, связанных со здравоохранением. Это могли быть случаи, когда необходимо получить полноценную бесплатную медицинскую помощь в больнице, место для бесплатной операции, а также качественную помощь в поликлинике.
Если рассматривать личный опыт представителей бизнес-сообщества, то сталкивались с незаконными требованиями проверяющих органов 10% предпринимателей, 8% были вынуждены прибегать к «стимулированию» должностного лица для решения проблем организации.
Рис. 3. Опыт предпринимателей: предъявляли или нет проверяющие органы незаконные требования, %
Большинство служащих (76%) никогда не сталкивались с предложениями граждан решить вопросы в обход законным требованиям. Среди государственных и гражданских служащих 15% говорит о том, что такие случаи встречаются, но редко.
Рис. 4. Опыт государственных и муниципальных служащих, когда они сталкивались с предложениями граждан, решить вопросы в обход законных способов, %
Наиболее коррумпированные сферы
По мнению населения, наиболее коррумпированными являются ГИБДД, полиция и сфера здравоохранения (администрация и сотрудники поликлиник и больниц), администрация и преподаватели высших учебных заведений. Если вернуться к ситуации, когда граждане так или иначе сталкивались с требованиями взятки лично, то чаще называлась именно сфера здравоохранения
Рейтинг наиболее коррумпированных сфер, который составлен на основе оценок служащих, в целом повторяет рейтинг всего населения региона. Однако оценки государственных и муниципальных служащих более жесткие. Служащие также называют коррумпированными пожарный надзор, таможню, суды, миграционную службу, санитарно-эпидемиологический надзор и коммунальную сферу. Остальные сферы набрали менее 20%.
Таблица 2.
Наиболее коррумпированные сферы в оценках населения и
государственных и муниципальных служащих, %
Из факторов, способствующих распространению коррупции, по мнению населения, следует назвать нечеткость законов, дающих возможность их широкого толкования и некоторую свободу чиновника действовать по своему усмотрению (75−80%). Однако особое значение имеет и культурная составляющая. Здесь имеет место быть и плохой пример, который могут подавать некоторые политики, которые оцениваться как аморальные (около 80%). Граждане считают, что может влиять и низкий образовательный уровень населения и привычка давать взятки (около 65%).
Ответственность население возлагает и на правоохранительные органы, и слабую судебную систему. Бюрократизм, т. е. длительные сроки оформления документов также будет фактором, способствующим коррупционным нарушениям.
Таблица 3.
Факторов, способствующих распространению коррупции, %
В целом профили, населения, служащих и предпринимателей по оценке факторов, способствующих коррупции, похожи. Только население придает каждому из факторов большее значение.
Для предпринимательского сообщества из всех факторов особую роль будут играть влияние крупного бизнеса на власть, бюрократизм и нечеткость законов. Для государственных и муниципальных служащих — среди прочего низкие заработные платы чиновников.
Оценка антикоррупционной политики в различных опрашиваемых группах отличается: так, если среди государственных и муниципальных служащих доля опрошенных, которые положительно оценивают работу органов власти по противодействию коррупции, находится на уровне 69%, то среди населения доля таковых составляет 43%.
Рис. 5. Оценка населением эффективности работы
органов власти по противодействию коррупции, %
Рис. 5. Оценка государственными и муниципальными
служащими эффективности работы органов власти
по противодействию коррупции, %
В бизнес-сообществе такой вопрос не задавался, однако, в сходном по значении вопросе об оценке эффективности федерального и регионального законодательства около трети опрошенных предпринимателей ответили положительным образом, еще около 20% находит в законах и положительные, и отрицательные черты.
Рис. 6. Оценка эффективности законодательства по противодействию коррупции в оценках предпринимательского сообщества, %
Антикоррупционные меры
На основании результатов опроса государственных и муниципальных служащих можно сделать вывод, что действенными антикоррупционными мерами могут стать: совершенствование антикоррупционного законодательства, регулярное проведение проверок служащих, прием сообщений граждан о коррупционных нарушениях по «горячей телефонной линии».
Для представителей бизнес-сообщества наиболее эффективными кажутся также прием сообщений по «горячей телефонной линии», а также анализ жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации по вопросам коррупции. Большее значение предприниматели, по сравнению со служащими, придают тем мероприятиям, которые направлены на повышение правовой грамотности населения. Речь идет о внедрении социальной рекламы антикоррупционной направленности и работе системы массового информирования населения по вопросам противодействия коррупции.
Таблица 3.
Эффективность антикоррупционных мер, %
Структура этих запросов, в целом, может определить дальнейшее направление работы органов власти в борьбе с коррупционными правонарушениями.