2018 год

Об организации и проведении социологических исследований антикоррупционной направленности в 2018 году

 

Исследование проведено в осенью 2018 г. по заказу Правительства Нижегородской области. Опрос осуществлялся среди четырех целевых подвыборок:

• государственные и муниципальные служащие 1600 человек, из них 400 — муниципальные служащие администрации ГО г. Нижний Новгород;

• руководители организаций / предприятий малого и среднего бизнеса, в том числе, индивидуальные предприниматели — 200 человек;

• население Нижегородской области в возрасте старше 18 лет — 1000 человек (выборка территориальная маршрутная, репрезентирующая население Нижегородской области по полу, возрасту, доле сельского-городского населения).

Распространенность коррупционных нарушений

О высоком уровне распространения коррупционных правонарушений говорили 28% жителей области. Среди служащих высокие оценки встречаются значительно реже: 10% среди государственных гражданских служащих и 15% среди муниципальных. Оценки предпринимателей сопоставимы со служащими: о высоком уровне распространения коррупции говорят 14% из них. Можно сказать, что данные группы отражают долю недовольных, обеспокоенных коррупционной ситуацией в регионе.

Рис. 1. Оценка распространенности коррупционных нарушений

в регионе, %

Если рассматривать личный опыт жителей региона, то исследование показало, что с коррупционными нарушениями сталкивались, в целом, в течение жизни 24%. Рассматривая оценки граждан более детально, мы видим, что только 10% из них попадали в коррупционную ситуацию в течение последнего года, а 14% более года назад и ранее.

Рис. 2. Личный опыт граждан, когда для решения каких-либо проблем необходимо было прибегать к взятке, дарить подарок, %

Наиболее часто жители региона сталкиваются с бытовой коррупцией в ситуациях, связанных со здравоохранением. Это могли быть случаи, когда необходимо получить полноценную бесплатную медицинскую помощь в больнице, место для бесплатной операции, а также качественную помощь в поликлинике.

Если рассматривать личный опыт представителей бизнес-сообщества, то сталкивались с незаконными требованиями проверяющих органов 10% предпринимателей, 8% были вынуждены прибегать к «стимулированию» должностного лица для решения проблем организации.

Рис. 3. Опыт предпринимателей: предъявляли или нет проверяющие органы незаконные требования, %

Большинство служащих (76%) никогда не сталкивались с предложениями граждан решить вопросы в обход законным требованиям. Среди государственных и гражданских служащих 15% говорит о том, что такие случаи встречаются, но редко.

Рис. 4. Опыт государственных и муниципальных служащих, когда они сталкивались с предложениями граждан, решить вопросы в обход законных способов, %

Наиболее коррумпированные сферы

По мнению населения, наиболее коррумпированными являются ГИБДД, полиция и сфера здравоохранения (администрация и сотрудники поликлиник и больниц), администрация и преподаватели высших учебных заведений. Если вернуться к ситуации, когда граждане так или иначе сталкивались с требованиями взятки лично, то чаще называлась именно сфера здравоохранения

Рейтинг наиболее коррумпированных сфер, который составлен на основе оценок служащих, в целом повторяет рейтинг всего населения региона. Однако оценки государственных и муниципальных служащих более жесткие. Служащие также называют коррумпированными пожарный надзор, таможню, суды, миграционную службу, санитарно-эпидемиологический надзор и коммунальную сферу. Остальные сферы набрали менее 20%.

 

 

Таблица 2.

Наиболее коррумпированные сферы в оценках населения и

государственных и муниципальных служащих, %

 

Служащие

Население

ГИБДД

62

46

Полиция

44

33

Администрация и сотрудники поликлиник и больниц

44

35

Пожарный надзор

31

19

Администрация и преподаватели высших учебных заведений

26

21

Таможня

25

18

Городские, районные суды

24

17

Миграционная служба

23

14

Санитарно-эпидемиологический надзор

20

0

Коммунальные службы

20

15

Прокуратура

19

14

Налоговая инспекция

18

20

Деятельность депутатов местных представительных органов

18

12

Администрация и воспитатели детских садов

16

18

Администрация и учителя средних школ, училищ, техникумов

16

17

Областной суд

15

14

Администрация района/городского округа

15

16

Армия

14

14

Нотариат и адвокатура

10

8

Политические партии

10

8

Органы исполнительной власти

10

17

Пенсионный фонд

5

5

Социальное обеспечение, социальная защита

4

4

Фонд социального страхования

3

2

ЗАГСы

2

1

Профсоюзы

1

1

Служба занятости

1

5

 

Из факторов, способствующих распространению коррупции, по мнению населения, следует назвать нечеткость законов, дающих возможность их широкого толкования и некоторую свободу чиновника действовать по своему усмотрению (75−80%). Однако особое значение имеет и культурная составляющая. Здесь имеет место быть и плохой пример, который могут подавать некоторые политики, которые оцениваться как аморальные (около 80%). Граждане считают, что может влиять и низкий образовательный уровень населения и привычка давать взятки (около 65%).

Ответственность население возлагает и на правоохранительные органы, и слабую судебную систему. Бюрократизм, т. е. длительные сроки оформления документов также будет фактором, способствующим коррупционным нарушениям.

Таблица 3.

Факторов, способствующих распространению коррупции, %

Причины коррупционных нарушений

Население

Служащие

Бизнес

Плохой пример, подаваемый политическими лидерами

86

69

59

Аморальность политиков, государственных и муниципальных служащих

86

58

63

Нечеткость законов, дающая возможность их широкого толкования чиновником

84

70

71

Плохая работа правоохранительных органов

82

62

56

Широкая свобода усмотрения чиновника, предоставляемая законом или инструкцией (например, «вилки» наказаний за административные правонар

82

60

61

Необходимость получения массы согласований и разрешений

78

70

76

Слабая судебная система, включая исполнение судебных решений

78

63

50

Длительные сроки оформления документов

76

63

71

Влияние крупных бизнесменов на власть

75

75

67

Масса контролирующих инстанций, неограниченное число проверок одного и того же

73

62

55

Низкий образовательный и культурный уровень чиновников

70

42

49

Чрезмерные налоги и сборы

70

61

59

Отсутствие стимулов честной работы чиновников

69

63

54

Работа чиновников плохо регламентирована правилами

68

38

50

Низкий образовательный и культурный уровень населения

67

52

72

Привычка граждан давать взятки

64

54

70

Ослабленный контроль государства за бизнесом

62

50

47

Обилие ведомственных инструкций (постановлений, циркулярных писем и проч.)

58

49

49

Слишком обширное вмешательство государства в экономику и другие сферы жизни

55

38

39

Исторические традиции мздоимства, лихоимства, воровства

54

45

53

Слабые гарантии достойного обеспечения чиновника при уходе с государственной/муниципальной службы

40

45

25

Неоконченная приватизация

38

23

24

Низкая зарплата чиновников

32

59

30

В целом профили, населения, служащих и предпринимателей по оценке факторов, способствующих коррупции, похожи. Только население придает каждому из факторов большее значение.

Для предпринимательского сообщества из всех факторов особую роль будут играть влияние крупного бизнеса на власть, бюрократизм и нечеткость законов. Для государственных и муниципальных служащих — среди прочего низкие заработные платы чиновников.

Оценка антикоррупционной политики в различных опрашиваемых группах отличается: так, если среди государственных и муниципальных служащих доля опрошенных, которые положительно оценивают работу органов власти по противодействию коррупции, находится на уровне 69%, то среди населения доля таковых составляет 43%.

Рис. 5. Оценка населением эффективности работы

органов власти по противодействию коррупции, %

 

Рис. 5. Оценка государственными и муниципальными

служащими эффективности работы органов власти

по противодействию коррупции, %

 

В бизнес-сообществе такой вопрос не задавался, однако, в сходном по значении вопросе об оценке эффективности федерального и регионального законодательства около трети опрошенных предпринимателей ответили положительным образом, еще около 20% находит в законах и положительные, и отрицательные черты.

Рис. 6. Оценка эффективности законодательства по противодействию коррупции в оценках предпринимательского сообщества, %

 

Антикоррупционные меры

На основании результатов опроса государственных и муниципальных служащих можно сделать вывод, что действенными антикоррупционными мерами могут стать: совершенствование антикоррупционного законодательства, регулярное проведение проверок служащих, прием сообщений граждан о коррупционных нарушениях по «горячей телефонной линии».

Для представителей бизнес-сообщества наиболее эффективными кажутся также прием сообщений по «горячей телефонной линии», а также анализ жалоб и обращений граждан и организаций, публикаций в средствах массовой информации по вопросам коррупции. Большее значение предприниматели, по сравнению со служащими, придают тем мероприятиям, которые направлены на повышение правовой грамотности населения. Речь идет о внедрении социальной рекламы антикоррупционной направленности и работе системы массового информирования населения по вопросам противодействия коррупции.

Таблица 3.

Эффективность антикоррупционных мер, %

Антикоррупционные меры

Служащие

Бизнес

Совершенствование регионального законодательства с учетом интересов борьбы с коррупцией

45

31

Регулярное проведение проверок соблюдения государственными и муниципальными служащими порядка прохождения службы

42

19

Осуществление приема сообщений граждан о коррупционных правонарушениях группой «горячая телефонная линия»

41

47

Работа подраздела «Противодействие коррупции» на официальном сайте Правительства Нижегородской области

36

35

Анализ жалоб и обращений граждан и организаций, а также публикаций в средствах массовой информации по вопросам коррупции

35

45

Работа системы массового информирования населения по вопросам противодействия коррупции

25

31

Проверка деятельности юридических лиц, созданных на основе собственности Нижегородской области

23

11

Проведение обучающих семинаров для органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления

23

21

Внедрение социальной рекламы антикоррупционной направленности

14

34

Проведение мониторинга печатных и электронных СМИ Нижегородской области по публикациям антикоррупционной тематики

7

21

Оказание нефинансовой поддержки деятельности некоммерческих организаций

5

6

Структура этих запросов, в целом, может определить дальнейшее направление работы органов власти в борьбе с коррупционными правонарушениями.

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Проектов не найдено

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения

  • Раздел находится в стадии наполнения